Разделяй и зарабатывай

 

Если в Европе принято разделять мусор и после сбора запирать его под замок, то в России разноцветные контейнеры для отходов скорее диковинка и повод удивиться. Гораздо привычнее люди выбрасывают пакеты в ржавые контейнеры, что управляющие компании заботливо установили во дворах. При этом мы же за этот вывоз отходов заплатили. А могли бы на своем мусоре заработать.

Сегодня в Москве насчитывается несколько сотен пунктов по сбору мусора. И это только те, что отмечены на официальной карте Гринпис. Каждая площадка обозначена рядом значков с указанием видов принимаемых отходов. Кто-то специализируется только на пластике, кто-то на металле, а некоторые принимают весь перечень. Главное разделяй!

«Назвать этот бизнес сверхприбыльным не получится», - делится опытом Наталья Макеева, генеральный директор одной из компаний, которая занимается сбором мусора. «Чаще этим занимаются энтузиасты, такие как мы. Сортировать отходы, конечно, никто не хочет— понятно, что этим может заняться только малый бизнес, а ему у нас дороги нет. Ни одна городская структура заниматься сортировкой мусора у источника (во дворах жилых домов) не будет, поскольку надо работать с людьми, применять малые технологии. Удобнее работать по-другому: бери больше, вези дальше, проси дороже — вот и весь бизнес», – продолжает Макеева.

Всего на обслуживании и эксплуатации у Натальи в Москве 8 пунктов по раздельному сбору отходов. Их задача при помощи сортировки мусора уменьшить его объемы, извлечь полезные фракции для переработки, тем самым сократив площади полигонов.

«Своей работой мы убиваем сразу двух зайцев», – рассказывают организаторы пунктов приема. «Каждый мусоросборник, который мы оборудуем, занимает минимальную площадь размером 4 х 2 (8 кв.м.), разделен на секции с отсеками: для стеклотары, пластика, пленки, мятых металлических банок, картона и бумаги и, собственно, для мусора. Перед ячейками сделано нечто вроде подоконника— для удобства. Здесь же разъясняется, куда отправляется тот или иной вид мусора. Результат сортировки в том, что мусор разделяется на полезные компоненты: алюминиевые банки, стекло, бумага, полиэтилен, пластик. Эти фракции мы брикетируем на прессе прямо рядом с пунктом сбора и поставляем промышленным предприятиям в качестве вторсырья. Это, собственно, то, что мы продаем. Остается мусор, пригодный для сжигания или захоронения. Эти отходы вывозятся на мусоросжигательные заводы или на полигоны ТБО и объемы их совсем невелики».

Большие дела маленького бизнеса

Идея заниматься раздельным сбором мусора возникла  у Владимира Кузнецова, генерального директора НП «Центр экологических инициатив».  Родилась она в 90-е: «Финансовый обвал 1992 года поставил многие семьи в тяжелое положение. Имея по два высших образования, люди не могли прокормить себя и своих детей. Наблюдая свалки и костры у станции метро Новокузнецкая мы увидели, что уничтожается то, что могло бы приносить деньги. Узнали адреса пунктов "Вторсырья" и на прицепе к автомобилю "Запорожец" начали возить и сдавать картон. Появились первые доходы. Выяснили, что торговые точки от метро и на площади должны оплачивать услуги за вывоз мусора, но мусоровоз сегодня приедет, а завтра нет, а за костры торговле приходилось платить штрафы и пожарным и АТИ. Мы заключили договор со всеми торговыми точками за вывоз мусора, брали с них на 20% меньше, и дело пошло в гору».

Так появились клиенты, желающие сдать вторичное сырье, а за ними и сам рынок. Цена на картон за 6 лет поднялась в 20 раз, тоже произошло и с алюминиевыми банками, подорожало стекло. Чтобы не возить «воздух», компания Владимира выменяла на картон, старый деревянный пресс, а затем и старый грузовичок.

После того, как фирме удалось навести порядок у станции метро Новокузнецкая, ее пригласили на Павелецкий вокзал, а затем и Белорусский, Курский, Киевский и Ленинградский вокзалы.

Немного встав на ноги, предприятие занялось установкой дворовых мусоросборников. Первый появился у станции метро Новокузнецкая, затем на Таганской и Площади Ильича.  «Донпрессмаш" (г. Азов) изготовил для нас прессы по нашей специальной разработке, рассказывает Наталья. «Благодаря применяемой нами технологии объем вывоза на полигоны сбрикетированных остатков мусора сильно уменьшается, что дает возможность использовать в работе не огромные мусоровозы, а маневренные «Бычки» или «Газели». Суть технологии заключается в том, что из всего объема мусора извлекаются полезные фракции, которые после сортировки брикетируются и поставляются промышленным предприятиям в качестве вторсырья, а оставшийся мусор, в значительно уменьшенном объеме, перевозится на полигон или мусоросжигательный завод. В результате меняется вся традиционная схема перемещения мусора. А город становится чище», поясняет Макеева.

Законодательная яма

И развивался бы этот бизнес дальше, если бы не несколько «НО». В стране отсутствует комплексная стратегия обращения с ТБО, предусматривающая создание эффективной системы управления в этой области. Не принята городская программа «Охрана окружающей среды» - причем это единственная из всех городских программ, которая до настоящего времени не функционирует. В Москве до сих пор не работают ст. 4.32., 4.33. КОАП, где четко прописана ответственность юридических и физических лиц в случае не осуществления раздельного сбора и сортировки отходов. Фактически этим сектором никто не занимается и штрафные санкции не применяются. До настоящего времени в кодах нет информации по видам деятельности раздельного сбора мусора, только вывоз, поэтому все и занимаются только им и конкурсы проводят соответствующие. Не решен вопрос и с оформлением земельных участков для размещения мусоросборников.

Еще один сложный вопрос, на который предстояло ответить работникам компании: почему люди не хотят сдавать мусор? Оказалось, что в первую очередь потому, что не созданы условия для его раздельного сбора.«Никто не будет сортировать мусор около бака, убеждена Наталья. «Представляете, человек выходит с пакетом, и что же, он должен поставить этот пакет на землю или на контейнер и там разделять. Да еще после этого наблюдать картину, когда приезжает мусоровоз и весь разделенный мусор вываливает в общую кучу. Поэтому мы и оборудовали очень простые пункты приема, которые могут встраиваться в уже существующие места сбора контейнерные площадки, например подобия закрытых «ракушек». И на сегодняшний день жители приняли эту инициативу. Мы создали условия – они поддержали. Практика показала, мусор, образуемый в мусорокамерах, снизился на 30%. И это уже успех».

Как выяснилось, разделять мусор с пользой совсем не просто.Все емкости должны быть чистыми и сухими; все вторсырье должно быть чистым и сухим, допустимы минимальные загрязнения; алюминиевые банки можно смять; банки и бутылки должны быть без крышек; годится любая целая или битая тара, оконные стекла и т.п. (специально бить не надо); главным условием является отсутствие файлов в бумажных папках, скрепок, скотча, а также "комбинированных изделий", где бумага совмещена с алюминиевой или полиэтиленовой пленкой, металлическими нитями (карты для проезда в метро, термочеки, одноразовые бумажные стаканы, глянцевые бумажные пакеты); по возможности макулатуру следует разделить на гофрокартон и все остальное (бумага, картон, книги, журналы, в т.ч. глянцевые). Руководство НП «Центр экологических инициатив» поясняет: «В своей работе мы большое внимание уделяем информационно-разъяснительной деятельности, экологическому воспитанию по средствам массовой информации, наглядной агитации личных встреч с населением. И результаты уже на сегодняшний день имеются. Жители стали проявлять активность и инициативу по созданию таких пунктов у себя во дворах. Недавно наблюдали, как молодая мама, стоя у пункта раздельного сбора отходов, рассказывала своим 4-х и 6-летним детям в какой отсек выбрасывать банки, картон, бутылки, и для чего это нужно делать. Было очень приятно на это смотреть. Получается то, что мы делаем важно и нужно людям».

Раздельный сбор мусора дело не только полезное, ну и благодарное. Так в «Центре экологических инициатив» нам рассказали, что за все отходы и фракции и граждане, безусловно, получают деньги. Потребность в том или ином виде отходов определяет рынок, который и диктует цену на различные виды мусора. Например, на сегодняшний день средняя стоимость 1 кг пэт-бутылок, пластика составляет - 2 рубля, картона и макулатуры – 1,5 руб., стекла – 50 коп. А вот отработанный автомобильный аккумулятор в специализированном пункте можно продать и вовсе за 200-300 рублей.

По следам столицы

Следом за главным городом страны раздельный сбор отходов организуют другие мегаполисы. В Санкт-Петербурге набирают популярность экомобили, в Кемерово установили уже 15 точек приема разного вида отходов, на Урале полным ходом идет сбор отработавших свинцово-аккумуляторных батарей.

Журнал «ЭкоПрогресс» провел свое исследование на эту тему. На сайте экопрогресс.рф был размещен опрос: «Готовы ли Вы разделять мусор?». Всего в нем приняли участие 200 человек. Из них 33% готовы, 33% будут это делать, если им за это заплатят. 25 % не хотят раздельно собирать мусор, но понимают, что это необходимо, и 9% считают раздельный сбор мусора глупостью. У нас есть все шансы, чтобы заставить полигоны голодать.

 Журнал «ЭкоПрогресс»

 

вернуться к списку событий