Каковы схемы, таковы и программы…

«Хотели как лучше, а получилось как всегда. Хорошая идея – тщательно  проинвентаризировать, все реалии обращения с отходами на каждой территории, чтобы потом развивать отрасль – на практике превращается в собственную противоположность. На основании ошибочных данных строятся недостоверные территориальные схемы и ложатся в основу региональных программ, оторванных от реальных потребностей отрасли…..»

   Внесенные Федеральным законом от 29.12.2014г. № 458-ФЗ изменения в Федеральный закон  № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» были призваны дать толчок развитию новой системы обращения с отходами. Одним из основных элементов этой системы должны стать территориальные схемы в области обращения с отходами, в том числе и с ТКО (твердыми коммунальными отходами).  Территориальная схема- это совокупность текстовых, табличных и графических описаний системы организации и осуществления на территории субъекта РФ деятельности по обращению с отходами, которая должна отобразить весь жизненный цикл отходов в регионе, начиная со стадии образования отходов, производства товаров и заканчивая стадией размещения на полигонах отходов или мусоросжигательных заводов. Для понимания масштабов обращения с отходами в территориальной схеме необходимо как можно точнее отобразить количество возникающих отходов с разбивкой по классам и видам, а также всех участников деятельности по обращению с отходами, в том числе  указать производственные мощности, которыми располагают одни из участников. Собранная информация из территориальных схем в конечном итоге попадает в единую государственную информационную систему учета отходов. Введенный № 458-ФЗ экологический сбор подразумевает сбор средств в федеральный бюджет. Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются на реализацию государственных программ РФ в форме предоставления субъектам РФ субсидий на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами. Условием предоставления субъекту РФ таких субсидий является наличие утвержденных региональной программы и территориальной схемы. Если  территориальная схема должна представлять систему обращения с отходами в регионе, то региональная программа является уже долгосрочным программно-целевым документом поэтапного развития отрасли  обращения с отходами, планируемые целевые показатели региональной программы должны исходить именно из данных территориальной схемы. К сожалению, в законе не предусмотрена последовательность разработки: - сначала территориальная схема, а затем – региональная программа. Недостаточность и некорректность данных  в территориальных схемах влияют на планирование мероприятий региональных программ и следовательно на работу организаций в данной отрасли, а также на эффективность федерального софинансирования за счет средств экологического сбора. Анализ нескольких десятков территориальных схем показал, что в подавляющем большинстве случаев в территориальных схемах либо вообще отсутствует упоминание об организациях, осуществляющих сбор, сортировку, транспортировку, переработку отходов, либо данные о них фрагментарны, хотя нормативно-правовая база по разработке территориальных схем прямо указывает на необходимость отображения в них объектов по утилизации отходов.  Отсутствие в территориальных схемах объектов по утилизации с указанием их проектных, фактических и остаточных производственных мощностей не позволяет потенциальному инвестору увидеть, в какую именно стадию обращения и с какими именно отходами целесообразно вкладывать свои средства, где в системе обращения с отходами имеет место недостаток мощностей или сырья. Отсутствие в территориальных схемах фирм- сборщиков и переработчиков отходов и вторсырья, в том числе организаций занимающихся раздельным сбором отходов исключает возможность их участия в инвестиционных и региональных программах и следовательно, возможность получения финансовой помощи на развитие и модернизацию своих предприятий и производств. Среди серьезных ошибок создания территориальных схем можно отметить то, что все данные о количестве и видах образуемых отходов составители территориальных схем черпали из отчетов по отходам. Как известно, эти отчеты не сдает и половина из тех, кто их должен подавать. Многие организации не знают что такое журнал движения отходов и для чего это нужно. Поэтому увидеть объективную картину на основе этих «отчетных данных» невозможно. Остается лишь констатировать, что если бы в свое время была разработана единая форма территориальных схем, которую субъекту РФ оставалось бы только заполнить, то скорее всего миллиард рублей региональных бюджетов не был бы потрачен впустую, на создание неэффективных территориальных схем в таком виде, в котором они не смогут стать действительным инструментом преобразования отрасли.

 А.Б. Долгушин, к.э.н., главный советник Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса. (выдержка из статьи журнала ТБО март 2017г. –управление отходами).

 

 

вернуться к списку событий